В центре города Перми на Слудской
горке находится средняя школа №32, которая в 2016 году, отметит
свое восьмидесятилетие. Она была построена и сдана в эксплуатацию
в 1936 году.
Первым директором школы был Бородин Василий Андреевич, который проработал на этом посту до 1948 года. В 1941 году, в дни начала Великой Отечественной войны с фашистами, ушел на фронт первый завуч школы, учитель физики, Косьянов А.А. Ушли и выпускники школы: Сергей Корякин, Юрий Черемных, Михаил Швецов, Константин Богоявленский, братья Оскар и Семен Глушаковы, Александр Чирков, Александр Игошин и многие другие. Александр Игошин служил в морской авиации Балтийского флота. В феврале 1945 года Совинформбюро сообщило о бессмертном подвиге Игошина А. Его подбитый самолет был направлен на вражеский танкер, водоизмещением 8000 тонн, экипаж самолета погиб. Далеко не всем ушедшим на фронт посчастливилось вернуться домой. Но о погибших осталась благодарная память потомков, а их короткая жизнь стала примером для молодого поколения. С 1948 года по 1952 год на посту директора работал Александр Григорьевич Тимкин. Вся жизнь Заслуженного учителя РСФСР связана со школой №32. В этой школе он учился, работал и из нее он ушел на заслуженный отдых. Вспоминая сороковые годы, А.Г. Тимкин говорит: "Трудные это были годы. Дети, как и взрослые, тоже голодали". С 1952 года по 1954 год коллектив школы возглавил Франц Дежевич Хроматко. 1954 год был особенным. впервые школа выпустила медалистов. С золотой медалью окончил 10 класс Марк Шлиомис (сейчас доктор наук), серебряные медали получили: Камиль Дуняшев, Ильяс Гатаулин. В 1954 году директором школы стал Смирнов Николай Васильевич. Главным событием этого года было ее преобразование из мужской, в среднюю, смешанного обучения. Девочки пришли из школы №18. Таким образом, школа стала обычной средней школой с численностью учащихся 1200 человек. В школе работало свыше 60 учителей, все с соответствующим педагогическим образованием. Помощниками директора были опытнейшие завучи Тимкин А.Г. и Левченко О.П.. Начиная с этого же года школе стал оказывать большую помощь шефствующий над нею телефонный завод, возглавляемый замечательнейшими директорами Кулаковым Анатолием Петровичем, а затем Титаренко Иваном Федоровичем. С их помощью были созданы слесарная и столярная мастерские, приусадебный учебно - опытный участок с теплицей. Завод помог школе и в обеспечении соответствующими кадрами, выделял необходимые материалы для оснащения кабинетов физики и химии. В 50 и 60 годы учащиеся школы проходили в цехах завода учебно- производственную практику по сборке телефонных аппаратов, изучали слесарное дело, электротехнику. А выпускники получали квалификационные свидетельства завода. Значительная часть учащихся по окончании школы определялась на работу на родной телефонный завод. В школе в эти годы трудились очень опытные учителя, настоящие мастера своего дела, вот имена некоторых из них: Смирнов Н.В. (директор) Тимкин А.Г., Левченко О.П., Масальская А.П. (завучи) Саблук КА., Стемпинская З.П., Семенова В.П., Борисова М.В., Попова Г.Н., Наумова М.В., Петухова З.С., Ценглер В.И., Цвирова Л.А., Новикова Н.М., Петрова Е.И., Поляков А.Ф., Романова А.А., Красникова А.С., Борисов А.П., Понаморева Н.М., Кетова Ф.П., Печенкина Н.П., Шардакова Л.С, Ковтуненко О.И., Акулов А.В., Вигдергауз С.З., Мещерякова М.Н., Бражкина А.А., Колонтаева Т.М., Ковалева В.Н., Наумова В.Н., Туркова А.В., Митин М.Г., и многие другие. С 1963 по 1970 год педагогический коллектив возглавлял Хеннер Карл Давыдович, Заслуженный учитель РФ, который очень много сделал для поднятия престижа школы. Даже внешне школа изменила свой облик. Карл Давыдович Хеннер, придавая большое эстетическому воспитанию школьников, говорил: "В школе должны воспитывать не только учителя, но и стены". На окнах появились красивые занавески, цветы, на втором этаже - "Малая Третьяковка". Лекторская группа из учащихся проводила занятия по русской живописи. Каждую среду после второго урока проводились по всем классам беседы на эстетические, правовые, нравственно-этические темы. Особо администрация ценила труд учителя. Многие, очень многие учителя получили почетные звания: Отличниками просвещения стали Наумова М.В., Саблук К.А., Тунева М.Г., Семейкина А.П. Цвирова Л.А., и Тимкин А.Г. получили звание "Заслуженный учитель РСФСР". Творческий подъем был и у учащихся. Комитет комсомола (комсорг Фрейман Исаак), организовал школьное самоуправление. На три дня из числа активных комсомольцев назначался школьный директор и два завуча, которые имели большие полномочия, вплоть до посещения уроков. Ученики были хозяевами школы. Большую роль в поднятии успеваемости играл ученический Штаб знаний, который индивидуально занимался со слабыми учащимися, помогал школе повысить уровень успеваемости. Крепли связи с заводом шефом. Ученики продолжали работать в цехах завода, Помогали в реализации производственных заданий. В школе появились новые традиции, и в этом заслуга педагогического коллектива. В школу пришли и новые учителя: Сборщиков ГА., Макарова Д.А., Биклимулина Р.И., Хеннер Р.С., Трофимюк Г.А., Денисова Т.Ф., Янгирова А.Г., Пономарева ЛД., Глазова А.И. и другие. С 1970 года по 2001 год школу №32 вел заслуженный учитель РСФСР, кавалер ордена Знак Почета Сборщиков Григорий Александрович. У директора школы во все времена были и есть хорошие помощники тогда это были завучи: Семейкина А.П., Смирнова В.В., Краева В.Ф., Хеннер Р.А., Шерстобитова С.И., Попова В.В., Апалько МА., Великородных Н.И., Гликсон А.М. Завучи, помимо своих прямы обязанностей, работают с каким-либо активом учащихся. Например: Семейкина А.П., направляла работу школьного научного общества. Завуч Смирнова В.В. направляла работу литературного клуба "Рябинка", который объединял около 300 учащихся. Задачи клуба: расширение знаний учащихся в области художественной литературы, Воспитание чувства гражданственности, преданности Родине, развитие эстетических вкусов и творческих навыков. Учитель географии А.Ф. Поляков руководил работой географической секции. Дети изучали географию родного края. Каждое лето совершались туристические походы. Некоторые наблюдения ребят носили исследовательский характер. Организатор внеклассной работы Краева В.Ф. вместе с учителями иностранного языка создала Клуб интернациональной дружбы "Факел". Участниками клуба под руководством Красниковой А.С., Ценглера В.И., Качуровской ГД., Беклемешевой В.С., и другими были подготовлены и проведены яркие заседания. К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне в школе был открыт музей боевой славы. Экспозиции музея были посвящены истории партизанских действий в годы Великой Отечественной войны на Северо-Западном фронте. На открытие музея приехали бывшие партизаны Ленинградской области. Честь открыть музей была предоставлена организатору и руководителю Молвотитского партизанского отряда Веселову Илье Ивановичу. Музею было присвоено его имя. Музей воспитывал учащихся, учил любить и защищать свою Родину. В 1976 году школа №32 получила новое здание,
соответствующее современным требованиям. Своими успехами школа обязана самоотверженному творческому труду педагогического коллектива, который периодически пополняется новыми молодыми кадрами. В последние годы пришли работать Мухина Э.В., Слесарчук Т.В., Земляков Е.Б., Богданова Е.П., Попова С.В., Митина Л.B., Великородных Н.И., Якупов Н.Г., Чубий Л.М., Сенникова ТЛ., Зуев С.Р., Волошина Л.И. и многие другие. Все они успешно решают проблемы современной школы. 1985 г. - кабинет профориентации - участник ВДНХ. 1985 г. - опыт работы школы заслушан на Всесоюзных педагогических чтениях. В 1995 году учащиеся изготовили продукцию, в том числе детские сувенирные телефонные аппараты, которые собирают только ученики 6-9-х классов. Успехи школы, высокое качество знаний учащихся ( за сорок лет из школы выпущено 196 медалистов ), успешная адаптация выпускников в разных сферах: производстве, науке, культуре, спорте - результат самоотверженного труда учителей. Три поколения педагогов сменилось за 60 лет. Но школе везло: это были и есть педагоги от Бога, отдающие себя детям без остатка. Новое время ставит новые задачи. В 1993 году главное управление образования области утвердило исследовательскую тему: "Формирование системы экономического образования школьников на основе соединения обучения с производственным трудом ". Школа стала экспериментальной площадкой. При успешном завершении эксперимента можно ходатайствовать о присвоении ей статуса экономической гимназии. Условия для этого есть. Генеральный директор АО "Телта" Садомов Р.В. поддерживает поиск коллектива. В школу пришли новые предметы. Одна из интересных новинок - элементарный курс философии, в начальных классах, называемый нами "Мироведение". Всегда есть и успехи: не так давно команда учеников школы заняла III место в областной экономической олимпиаде, а в брэйн-ринге наши ученики победили всех. 2000 год - школа становится опорной школой по экономическому образованию в городе 2002 год - опытно-экспериментальная работа по теме "Практико-ориентированное правовое образование", направленная на совершенствование профильного обучения и создания гуманитарно-правового профиля. В основе деятельности лежит сотрудничество с Управлением федеральной службы налоговой полиции по Пермской области. Гарант будущей успешной работы школы №32 - прекрасный педагогический коллектив. |
||